Аркадий Смолин, личный обозреватель РАПСИ
В прошедшем сезоне глава государства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин призвал предпринимателей не упускать шанс и в условиях санкций укрепить свои позиции на русском рынке. Новый скачок курса валют в январе, вроде бы, должен был стать решающим катализатором по воплощению этого призыва в жизнь.
Но, не обращая внимания на дешевизну ресурсов, российский средний бизнес так же, как и прежде во многих сферах не получает возможности навязать соперничество филиалам транснациональных компаний. Весьма интересно, по какой причине?
Нокаутирующий старт
Чтобы постараться отыскать ответ на этот вопрос, возьмем, для примера, одно из самых парадоксальных столкновений: российских изготовителей мебели и шведско-нидерландской организации ИКЕА.
Вроде бы, с большими и недорогими запасами древесины, с личным подходом к потребностям различных групп нашего разношерстного населения, с обширным опытом мастеров самых различных наших компаний по соблюдению наших традиций и понимании, какого рода новизна требуется людям с нашим менталитетом, - поэтому производство мебели имело возможность бы стать одной из ведущих областей профориентации нашего небольшого и среднего бизнеса.
В случае одинаковой конкуренции свойство быстро подстраиваться под потребности рынка должна была бы стать конкурентоспособным достоинством российских мебельных компаний по отношению к транснациональному монстру ИКЕА, который пробует везде – от Германии до Китая, от Америки до Африки навязать свой унифицированный вид, целый чужеродный для наших привычек и условий.
Но, начиная с 1999 года, российский изготовитель терпит в этом сражении фактически одни лишь поражения. А также ввод санкций, финансовый кризис и рост курсов евро и американского доллара ничего принципиально не поменяло: ИКЕА так же, как и прежде душит и задавливает российский средний и небольшой бизнес.
Быть может, причина таковой экономической аномалии лежит вне границ чистого бизнеса? Возможно, стратегия привлечения зарубежного капитала в какой-то момент в российских реалиях начала приносить экономике больше вреда, чем имела возможность бы принести пользы?
Первый торговый центр IKEA был открыт 23 марта 2000 года в Химках. Сейчас в Российской Федерации действует уже 14 ее торговых центров.
Примечательно, что перед открытием 1го магазина ИКЕА таможенные госпошлины на ввоз мебели в нашу страну внезапно снизились с 55% до 20-30% (исходя из определённого товара). Парадокс, но снижая таможенные госпошлины, государство не только «выкрутило руки» своим изготовителям (как сетовали сами бизнесмены), ставя их в невыгодное положение, но и понесло большие материальные утраты, давая импортерам снижать декларируемую цена мебели.
Комментариев нет:
Отправить комментарий